Четверг, 31.07.2025, 00:36

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Сентябрь » 26 » Пионер-герой стейнвейс
22:10

Пионер-герой стейнвейс





ласково именуя виниловые пластинки «плитами», меломаны мира грешили против истины. И виной тому Алекс Стейнвейс, 60 лет назад переписавший историю музыкальной обложки. Издательство Taschen посчитало, что американский художник достоин не обычной монографии, а элитного лимитированного издания.

Шесть лет назад супердизайнер Кевин Рейган (Kevin Reigan), известный своими визуальными проектами для Мадонны (Madonna), Sonic Youth и Guns N’ Roses, прибыл в Лос-Анджелес, чтобы выступить на конференции по дизайну CD и DVD. Увидев там некоего седовласого господина, бывший арт-директор лейблов Geffen, MCA и Maverick был несказанно удивлен: «Омайгад, честно говоря, я-то и не думал, что он до сих пор жив». Слова Рейгана относились к Алексу Стейвейсу (Alex Steinweiss), человеку, который, по сути, создал для него рабочее место.

Знаток коммерческой иллюстрации Грег Эскаланте негодует: «Стейнвейс — невоспетый герой, его имя должны бы знать домохозяйки».

Всякий сознательный меломан, глядя на стойку с дисками, заглядывая в чемодан со старыми кассетами или рассматривая превьюшки в iTunes, обязан вспоминать Стейнвейса добрым словом. Творческий путь американского графика доказывает постулат о роли личности в истории. Если бы не он, никто не знает, какой вид имела бы сегодняшняя обложка музыкального альбома. Была бы она похожей на советскую обувную коробку, содержа лишь скупые сведения о производителе, авторе и названии альбома, сократилась бы до своей изнанки, перечисляя композиции, или превратилась бы в место для рекламы подобно спичечным коробкам? Стейнвейс одним движением изменил историю коммерческого искусства, причем так, что нам кажется, будто по-другому и быть не может.

Сергей Рахманинов, Columbia Masterworks 1944

Сергей Рахманинов, Columbia Masterworks 1944 Фото: © Alex Steinweiss

За тридцать пять лет карьеры Стейнвейс создал около двух с половиной тысяч обложек альбомов. В своем жанре он был королем. Его работы по сей день считают примерами для подражания. Тем не менее, пример с Рейганом типичен: Стейнвейс как персонаж нигде не светится и мало кому известен. Пристыженный Рейган свою ошибку исправил: зимой прошлого года он выступил куратором выставки «Стейнвейс — создатель современной обложки альбома», прошедшейв лос-анджелесской галерее Robert Berman. Вторым куратором был Грег Эскаланте (Greg Escalante), коллекционер так называемого «низколобого искусства» и знаток коммерческой иллюстрации. «Этот человек — невоспетый герой, — негодует Эскаланте по поводу судьбы Стейнвейса. — Его имя должны бы знать домохозяйки».

Да какое там! Даже графические дизайнеры с ним незнакомы. Однажды мэтр выступал на конференции по дизайнув Сан-Антонио. Демонстрировал свои работы и рассказывал о профессии. Увидев эти работы, собравшиеся профессионалы несказанно удивились тому, что они созданы не на компьютере, а при помощи рейсшин, красок, кальки, чернил и циркулей. Таким образом, инсайдеры отрасли совершенно не в курсе той общедоступной хрестоматийной истории, которую мы вкратце перескажем ниже.

Людвиг ван Бетховен, Columbia Masterworks, 1944

Людвиг ван Бетховен, Columbia Masterworks, 1944Фото: © Alex Steinweiss

В 1939 году сын польского обувного дизайнера и латвийской швеи,художник-оформитель Стейнвейс случайно получил работу в отрасли, где до него не было никаких художественных традиций. Молодая рекординговая компания Columbia Records пригласила его разрабатывать рекламные буклеты и каталоги, и он с удивлением заметил, что музыкальные пластинки — это товар, имеющий самую катастрофическую во вселенной упаковку, если упаковкой вообще можно считать бледный картон. Как ни странно, до 1939 года ни один человек не додумался оформлять музыкальные произведения графически — Стейнвейс оказался пионером.

В те дни стандартным аудионосителем была пластинка из шеллака со скоростью записи 78 оборотов в минуту. Технология записи не позволяла записывать на такую пластинку больше 5 минут, поэтому альбом обычно состоял из нескольких пластинок, упакованных в картонный футляр с кармашками. Магазинов, специализирующихся на продаже альбомов, не существовало как таковых — музыка продавалась только в отделах при лавках промтоваров. Там пылились одинаковые пластинки, отличающиеся лишь надписями на корешках и напоминающие братские могилы. За мрачность и безликость продавцы называли их «плитами» — это инсайдерское название перекочевало даже в русскоязычный жаргон. Алекс, которому было тогда 24 года, превратил «плиты» в высокохудожественные памятники.

Bing Crosby и Buddy Cole, Decca Gold Label Series, 1961

Bing Crosby и Buddy Cole, Decca Gold Label Series, 1961Фото: © Alex Steinweiss

Полиграфия первых обложек Columbia Records была ограничена пятицветной печатью. Отсюда — оригинальная эстетика Стейнвейса в духе европейского плаката. Портретам исполнителей художник предпочитал абстрактные образы, визуально комментирующие тематику музыкального произведения или используемые инструменты. Хотя иллюстрированные «упаковки» Бетховена и Гершвина стоили дороже безликих, зато после выхода альбомов в новом формате стало ясно, как много денег потеряла отрасль до Стейнвейса. Уровни продаж альбомов, выпущенных в новом формате, выросли примерно на порядок. Такая упаковка позволила размещать винилы на витринах и очень скоро появились специализированные магазины.

Будь то пластинка Луиса Армстронга или Дюка Эллингтона, Рахманинова или Стравинского, Стейнвейс выдерживал свой узнаваемый стиль — подчеркнуто интеллигентный. Обложки классики и джаза удавались ему идеально — он сотрудничал помимо родной «Колумбии» с рекординговыми компаниями RCA, Decca, Victor и London Records. А вот для рок-н-ролла оказался староват: новая эпоха застала художника врасплох. Однажды он признался, что когда в своем костюме-тройке заглянулв какую-то студию и обнаружил там толпы волосатых молодых людей в джинсах, то трезво сказал себе: хватит, карьера окончена.

Турандо Джакомо Пуччини, холст, 1981

Турандо Джакомо Пуччини, холст, 1981Фото: © Alex Steinweiss

Характерно, что Стейнвейс по-честному пытался подстроиться под новое время. Его поздние работы вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к психоделическому произведению. Однако мастеру казалось важным, чтобы его имя ассоциировалось с «серьезными» вещами, поэтому несвойственные ему экзерсисы с сексуальным подтекстом или шутливым содержанием он подписывал псевдонимом Пьедра Бланка (название первого попавшегоя города в Доминикане). Когда стало совершенно ясно, что эстетические потребности большинства жителей планеты свелись к двум категориям визуальных образов (публике нужно либо что-тозабавное, либо трагичное), Стейнвейсу ничего не оставалось, как попрощаться с Нью-Йорком и вести размеренную жизнь с женой и ребенком в Сарасоте, полноценно наслаждаясь пенсией.

Сергей Рахманинов,Jennie Tourel, Erich Itor Kahn, Columbia Masterworks, 1946

Сергей Рахманинов,Jennie Tourel, Erich Itor Kahn, Columbia Masterworks, 1946Фото: © Alex Steinweiss

О мэтре вспоминают редко, но метко. В 2003 году Международная Ассоциация звукозаписывающих компаний (IRMA) учредила награду имени Стейнвейса, которая называется «Алекс». «Алексов» вручают за выдающееся оформление обложек CD, DVD, комьютерных игр на дисках и виниловых пластинок.

А вот и свежий трибьют: издательство Taschen, славящееся качественными и недорогими иллюстрированными книгами, в этом году решило посвятить его работам четырехсотстраничнуюмонографию — Alex Steinweiss, Inventor of the Modern Album Cover, причем выпустить ее далеко не демократичным лимитированным изданием. Полторы тысячи «обычных» экземпляров стоимостью 350 евро лично подписаны художником, а к сотне книг из серии Art Edition (750 евро) прилагается шелкография, созданная в 1957 в качестве обложки к балету Игоря Стравинского«Жар-птица».

Игорь Стравинский, Columbia Masterworks

Игорь Стравинский, Columbia MasterworksФото: © Alex Steinweiss

Сегодня, когда везде говорится о смерти физических музыкальных носителей, подобная книга может быть воспринята как свидетельство конца материальной обложки. Но те полторы с лишним тысячи человек, которые книгу купят, отлично знают, что им хотят сказать авторы — график и журналист Стивен Хеллер (Steven Heller) и арт-директор Кевин Рейган. Хотя времена, когда меломан тщательно вчитывался в заднюю обложку пластинки, прошли навеки, обложка — это по-прежнему двери в музыку, пусть уже и не единственные. znak1

Просмотров: 347 | Добавил: klearre | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz